Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи». Непременная составляющая национального самосознания человека – чувство гордости за родной язык, которое закладывает в себе культурные и исторические традиции народа. Русский язык богат, велик и могуч. Это утверждение стало хрестоматийным и принимается без возражений, хотя и с долей иронии. Но можно ли считать, что язык, созданный великими предками, его потенциал, богатство неистами? Можно ли сегодня утверждать, что речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка? Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) уже давно вызывает уважение со стороны специалистов-филологов, а также представителей других наук - всех тех, кто занимается профессиональной деятельностью с речевым общением.

 Снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества, включая и интеллигенцию, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования (от начального до высшего). Кроме того, в настоящее время восстанавливаются условия, когда востребованность специалиста в области рыночной экономики, его конкурентоспособность в экономике определяется дипломатической грамотной речью (устной и письменной), умение эффективно общаться, благодаря знаниям, полученным речевым воздействиям, убеждениям. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и умений. Вот почему курс «Русский язык и культура речи» подразумевается в программе подготовки специалистов нефилологического профиля.

Первая задача курса– скорректировать нарушения правильности речи, то есть нормы произношения, ударов, грамматики, научиться анализировать свою речь и речь окружающих, работать с переменными словарями, в которых отражаются нормы русского литературного языка. – это критический, определяющий, но не единственный правильный критерий хорошей речи. Вот забавный шуточный пример. Предположим себе, что муж за обедом обслуживал жену, чем она занималась сегодня, а в ответ звучит: «В первую половину дня я ускоренными темпами восстановил нормальный порядок на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период мной было организовано посещение торговых точек с целью приобретения продовольственных товаров». Неуместность такого ответа очевидна, так как общение неофициальное, частное . Оно предлагает отбор совсем других средств языка, кроме их организации. Например: «Утром я быстро убрала комнату и кухню, а потом ходила в магазин за продуктами».

Нам приходится общаться с разными людьми в разных странах: официальными и официальными, строго регламентированными и французскими. Важно уметь правильно строить свою речь в зависимости от условий и задач общения. Иными словами, хорошая речь всегда должна быть уместной.

Вторая задача курса – дать представление об уместности речи в зависимости от ситуации общения и адреса, отметить наиболее важные особенности устной и письменной деловой речи и учебно-научной речи (реферат, доклад, рецензия, курсовая и дипломная работа), а также отработать некоторые речевые навыки. эффективного делового общения.

Третья задача – дать основные, необходимые знания о русском языке, его богатстве, ресурсах и формах реализации. Хорошая речь должна быть точной и ясной, логичной и выразительной. Особенно важно, чтобы эти качества были присущи устной публичной речи, то есть речи, обращенной к слушателям на совещании или во время деловых переговоров. Поэтому мы обратим с вами особое внимание на ораторскую речь, ведь всем приходится выступать более или менее часто в качестве оратора в процессе профессиональной деятельности.

Четвертая задача курса – помочь в устранении проблем проведения устного публичного выступления, презентации, делового разговора. Мы будем исходить из предпосылок, что культурная речь – это лакмусовая бумажка культуры человека, а потому, что человек с высшим образованием имеет низкий уровень речевой культуры просто неприлично.

 

Прежде чем говорить о культуре, нужно знать, что такое культура вообще. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной деятельности называется культурой. Поэтому можно сказать, что язык — это очистка развития культуры и формирование культуры каждого члена общества.